Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Молодечненского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Молодечненская средняя школа № 1 имени Янки Купалы"
Первое и самое важное условие — уметь плавать! Обязательно попросите родителей или других взрослых, чтобы они научили вас плавать. Человек, умеющий плавать, уверенно чувствует себя в воде и может позволить себе не барахтаться у берега, а находиться от него на довольно значительном расстоянии. Приятнее всего плавать в естественных водных бассейнах, на берегах которых оборудованы хорошие пляжи.
Прежде чем войти в воду, обязательно убедитесь в том, что она чистая. Не купайтесь в грязной воде!
Случайно наглотавшись такой воды, вы можете получить сильное расстройство кишечника. Если вы не можете определить чистоту водоёма сами, спросите об этом родителей или местных жителей.
Никогда не купайтесь в неизвестных водоёмах, а также в водоёмах, покрытых тиной и ряской! При выборе места для купания не забывайте проверять дно!
Удостоверьтесь в том, что на дне водоёма нет острых камней и веток либо железных прутьев. Осторожно определите глубину водоёма в том месте, где собираетесь купаться. Бывает, что мелкое место внезапно сменяется глубоким, и вы, неожиданно потеряв опору, можете начать паниковать.
Если вы плохо плаваете, никогда не купайтесь в одиночку. Не заходите в воду глубже, чем по пояс. Используйте надувные матрасы, чтобы удержаться на воде, но помните, что плавать на матрасе опасно. Попросите родителей или других взрослых понаблюдать за вами, пока вы будете плавать на нём.
Не купайтесь в водоёмах с сильным течением: вас может отнести на значительное расстояние от суши. Не плывите против течения. Это отнимет у вас слишком много сил. Плывите по течению, постепенно приближаясь к берегу.
Отправляясь купаться в море, спросите у местных жителей о том, какие рыбы водятся в тех местах, где вы собираетесь купаться. Старайтесь смотреть под ноги и не наступать на морских обитателей. Конечно, все они быстры и юрки, но может оказаться, что за камнем, на который вы наступили, прячется морской ёж. Вряд ли вы испытаете большое удовольствие, если наступите на него.
При виде медуз не пугайтесь и не зовите на помощь. Маленькие медузы, как правило, не опасны, их ожоги редко бывают чувствительными. Тем не менее никогда не трите глаза, после того как брали в руки медузу.
К тем медузам, которые имеют очень длинные щупальца и на теле которых есть фиолетовые пятна, следует относиться с опаской и отплывать от них подальше.
Не ныряйте в воду, если вы не умеете правильно это делать: вы рискуете сильно удариться о дно, не рассчитав глубины. О воду, как бы неожиданно это ни звучало, тоже можно очень сильно удариться.
Если место купания огорожено буйками, никогда не заплывайте за них и не держитесь за них. Не плавайте на большие расстояния в одиночку, а также ночью. Не входите в воду, если поднялись большие волны. Держитесь подальше от любых кораблей и катеров, чтобы не попасть под их винты.
Если вы устали плыть брассом или кролем, перевернитесь на спину. Плыть на спине легче всего, и вы сможете отдохнуть. Можно некоторое время просто полежать на поверхности воды лицом вверх.
Не купайтесь долго, особенно в холодной воде. Рекомендуемая температура воздуха должна быть 20— 25 °С, а температура воды — от 17 до 19 °С. Средняя продолжительность купания 10—15 минут.
Если вы почувствовали, что у вас сводит судорогой бедро, согните ногу в колене и рукой сильно потяните назад. Если свело икроножную мышцу, согните ногу и прижмите стопу к груди.
Во время игр в воде будьте внимательны и аккуратны: избегайте захватов и погружений, так как в пылу игры кто-нибудь из вас может наглотаться воды. Не стесняйтесь звать на помощь в опасной ситуации, но никогда не давайте ложных сигналов.
Если вы видите, что кому-либо из купающихся нужна помощь, зовите на подмогу других людей. Если помочь можете только вы, найдите предмет, с помощью которого утопающий сможет удержаться на плаву. Это может быть спасательный круг, матрас, резиновая камера — словом, любой плавучий предмет, за который можно схватиться.
В самом крайнем случае плывите на помощь утопающему и только при условии, что вы хорошо плаваете и владеете приёмами спасения. (Утопающий человек находится в состоянии паники и совершенно не контролирует свои действия.
Он обязательно будет цепко хвататься за вас, карабкаться наверх и может утопить вас вместо того, чтобы спастись.) Подплыв к утопающему, помогите ему держаться на воде и выплывайте вместе с ним на такое место водоёма, где вы оба можете встать на дно.
свернутьБолота бывают разных видов: проходимые, труднопроходимые и непроходимые.
Проходимые болота пересыхают в летний период, и тогда по ним можно передвигаться на автомобиле. Такие болота покрыты густой травой. Труднопроходимые и непроходимые болота покрыты мхом.
Самым опасным местом на болоте является трясина, или топь, — заросший водоём, поверхность которого покрыта мхом и яркой зелёной травой. Трясина чрезвычайно опасна, она засасывает человека на дно.
Если вы предполагаете, что перед вами топь, обойдите этот участок пути.
Передвигаться по болотистой местности нужно группами. Обязательно продумайте маршрут заранее и выберите наиболее безопасную дорогу. Прежде чем перемещаться по заболоченной местности, вооружитесь крепким длинным шестом. С его помощью прощупывайте дорогу и удерживайте равновесие. Оставляйте на дороге ориентиры. Идти в группе нужно друг за другом, соблюдая дистанцию 5—7 м.
Прежде чем отправиться в дорогу, обязательно заправьте брюки в сапоги, чтобы не цепляться за препятствия.
Идти нужно медленно, не делая никаких резких движений и опираясь на всю ступню. Безопасный путь проходит рядом с кочками, кустами и деревьями. Под ними, как правило, находится твёрдый грунт, который не позволит вам провалиться.
Ни в коем случае не перепрыгивайте с кочки на кочку!
Участки воды, а также ямы с болотной водой, которые могут встретиться на вашем пути, нужно обязательно обходить.
Для страховки шест должен находиться в горизонтальном положении. Если, несмотря на все предосторожности, кто-либо из группы провалился в трясину, оказывайте ему помощь быстро, но осторожно. Рядом с провалившимся человеком положите несколько шестов и толстых веток. Передвигаясь ползком, подберитесь к нему и помогите выбраться.
Если вы пошли через болото в одиночку и попали в трясину, не поддавайтесь панике. Ни в коем случае не делайте резких движений: это приведёт лишь к тому, что вы сильнее погрузитесь в топь. Быстро подтяните шест к себе и лягте на него грудью. Сбросьте все отягощающие вас вещи. Громко зовите на помощь.
свернутьСамое опасное в грозу — находиться рядом с металлическими оградами, на смотровых башнях и охотничьих вышках.
Во время грозы ни в коем случае не прикасайтесь к любым металлическим предметам и не ложитесь на землю!
При первых признаках начинающейся грозы постарайтесь спрятаться в машине или в любом укрытии: палатке, шалаше, избе, здании с молниеотводом.
Если такой возможности у вас нет и вы вынуждены оставаться на открытой местности, спрячьтесь в канаве или ложбине, скрестив ноги. Если вы находитесь в группе людей, сядьте на корточки и не соприкасайтесь ни с кем. Избавьтесь от любых металлических предметов: переложите их в рюкзак и отодвиньте его в сторону.
Если перед началом грозы вы слушали радиопередачу, выключите радиоприёмник и уберите антенну.
Не разговаривайте по мобильному телефону во время грозы!
Если гроза застала вас в лесу, избегайте отдельно стоящих и очень высоких деревьев. Лучше всего прятаться в кустах или под невысокими берёзами и клёнами. Сосна, тополь, ель и дуб — «любимые» деревья молний.
Если гроза застала вас купающимся в естественном водоёме — озере, реке, море, — немедленно выйдите на сушу, так как вода является хорошим проводником электрического тока.
Если гроза застала вас во время занятий техническими видами спорта, немедленно прекратите их и сойдите с велосипеда или мотоцикла.
свернутьПожары бывают двух разновидностей: лесной (низовой или верховой) и торфяной. Низовой лесной пожар возникает, как правило, в лиственных лесах; скорость распространения огня невысокая, а высота пламени может достигать 2 м. Верховой лесной пожар типичен для хвойных лесов. Скорость распространения огня выше, чем при лесном низовом пожаре, а в ветреную погоду может быть очень высокой (25—30 км/ч). Торфяные пожары возникают на осушенных или естественных торфяных болотах. Они характеризуются длительным тлением торфа и возникновением сильного задымления воздуха. Торф — легковоспламеняющийся материал, поэтому такие пожары очень опасны.
По статистике, большинство лесных пожаров происходят по неосторожности человека. Для того чтобы предотвратить их возникновение, необходимо соблюдать несколько важных правил.
В пожароопасный период ни в коем случае не пользуйтесь открытым огнём в лесу!
К таким периодам относятся середина и конец весны (лесная почва покрыта сухими листьями и травой), а также всё лето и начало осени, когда стоит жаркая погода при отсутствии осадков более недели. Не разводите костёр в тех местах, где много сухой травы, в хвойных молодняках, на участках леса, не очищенных от порубочных остатков.
Если в данной местности введён особый противопожарный режим, категорически запрещается посещение лесов до его отмены.
Не берите с собой в лес легковоспламеняющиеся жидкости, а также пропитанные ими материалы. Не оставляйте в лесу никаких стеклянных осколков: при попадании солнечных лучей эти осколки могут сфокусировать их, что приведёт к возникновению пожара.
Если вы обнаружили в лесу пожар, немедленно сообщите об этом в службу спасения, в администрацию сельского округа или в лесничество. Запомните два номера, на которые следует звонить в случае лесного пожара: 01 и 112(только для мобильных телефонов).
Если обнаруженный вами пожар ещё не набрал силу, примите меры по его тушению с помощью воды, земли, песка, веток лиственных деревьев, плотной одежды. Наиболее эффективный способ тушения лесного пожара — забрасывание кромки пожара землёй.
При тушении очага лесного пожара не отходите далеко от дорог и просек, поддерживайте связь с остальными участниками тушения пожара с помощью зрительных и звуковых сигналов.
Если огонь разгорелся слишком сильно и вы не в силах его остановить, срочно покиньте место происшествия.
При лесном низовом пожаре нужно двигаться перпендикулярно к направлению огня, по просекам, дорогам, берегам рек или полянам.
При лесном верховом пожаре передвигайтесь по лесу, пригнувшись к земле и прикрыв дыхательные пути влажной тряпкой.
Если у вас нет никакой возможности выйти из опасной зоны, постарайтесь отыскать в лесу какой-нибудь водоём и войдите в него.
Иногда пожар может превратиться в настоящее стихийное бедствие, с которым не сразу удаётся справиться даже специальным службам. Если огонь начал подбираться к населённому пункту, необходимо принять коллективные меры по его тушению. Самая крайняя мера — немедленная эвакуация жителей этого населённого пункта. В этом случае вы должны беспрекословно слушаться работников спасательных служб. Не поддавайтесь панике и ждите оказания помощи. При невозможности забрать с собой личное имущество закопайте его в землю. Ждать помощи лучше всего на больших открытых пространствах или в специальных укрытиях.
Если на вас загорелась одежда, ни в коем случае не бегите!
От этого пламя разгорается гораздо быстрее. Постарайтесь снять загоревшуюся одежду. Если вам не удаётся сделать это, лягте на землю и катайтесь, чтобы затушить огонь.
Если вы увидели, что одежда загорелась на другом человеке, не позволяйте ему бежать и постарайтесь снять с него горящую одежду. Если снять с него одежду не удаётся, повалите пострадавшего на землю и потушите пламя любым возможным способом: накройте плотной тканью, залейте водой, забросайте песком или землёй.
свернутьС 22 ноября по 1 декабря в целях реализации Комплксного плана мероприятий, направленных на принятие ээффективных мер по противодействию киберпреступлениям и для повышения цифровой грамотности населения была проведена акция "Декада кибербзопасности". Ознакомиться с профилактическими материалами можно по ссылке.
В целях оказания методической поддержки по вопросам профилактики киберпреступности и повышения уровня цифровой грамотности государственным учреждением образования "Минский областной институт развития образования" подготовлен и постоянно обновляется на официальном сайте института раздел "Кибербезопасность" (https://moiro.by/направления/научно-методическое-обеспечение/кибербезопасность) и телеграмм-чат-бот "Цифровой ликбез" (@likbez_moiro_bot).
свернуть
О противодействии торговле детьми и предотвращении насилия в отношении детей
Материалы в помощь руководителям учреждений образования, заместителям директора по воспитательной работе, учителям, выполняющим функции классного руководителя
1. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность по противодействию торговле людьми:
- Декрет № 3 от 9 марта 2005 г. «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми»;
- ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7 января 2012 г. N 350-З О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ.
Скачать все документы одним архивом
2. Информационно-аналитические материалы по противодействию торговле людьми:
- Борьба с торговлей людьми – одно из приоритетных направлений деятельности Беларуси на международной арене;
Скачать все документы одним архивом
3. Профилактическая работа по предупреждению торговли детьми и предотвращении насилия в отношении детей
- Методические рекомендации для специалистов СППС учреждений образования «Работа по предупреждению торговли детьми»;
- Цикл занятий по профилактике торговли людьми для старшеклассников;
- О выполнении мероприятий Государственной программы противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям.
- Памятка «Нет сексуальному домогательству и насилию»
4. Материалы практического пособия «Партнерство государства и гражданского общества Беларуси для развития системы защиты детей от насилия». Авторский коллектив: А.М.Маханько, П.Нолан, А.Г.Солодовников, Т.М.Степановпа, В.А.Янчук
- Стратегия предупреждения насилия над детьми и оказания помощи пострадавшим детям для Республики Беларусь (приложение)
- Схема реагирования при обнаружении случая насилия в отношении ребенка (приложение)
- Литература
Скачать все документы одним архивом
5. Библиографический список литературы (для организации работы в сфере защиты детей и их законных интересов)
6. Интернет-ресурсы и ссылки на международные организации, работающие по проблеме торговли детьми
Инфолиния по безопасному выезду и пребыванию за границей 113
(звонок со стационарных номеров телефонов по РБ бесплатный)
с 8.00 до 20.00 без выходных.
Но если беда случилась за границей, можно позвонить по телефону
+375 17 211 02 51.
Также вы можете написать и обратиться в Программу «Ла Страда» за бесплатной электронной консультацией - consultation@lastrada.by
Также получить информацию о правилах легального трудоустройства, наличии у белорусских фирм и индивидуальных предпринимателей специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, об адресах и телефонах посольств РБ за рубежом можно на горячей линии Департамента по гражданству и миграции МВД РБ: + 375 17 218 52 64.
свернутьВидеоролики, направленные на обеспечение электробезопасности в быту и на энергообъектах.
И ловля рыбы может быть опасна! (видеоролик)
Профилактика энерготравматизма
свернутьВВЕДЕНИЕ
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из важнейших государственных задач в сфере обеспечения безопасности населения.
Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки в возрасте до 16 лет.
Эффективность профилактики во многом зависит от активного взаимодействия сотрудников подразделений органов внутренних дел с заинтересованными лицами исполнительной власти, местных органов управления образованием, педагогическими работниками учреждений дошкольного, общего среднего, дополнительного образования и иными работниками учреждений образования, представителями средств массовой информации и общественных объединений, а также родителями (законными представителями) учащихся.
Настоящие рекомендации подготовлены на основании изучения и обобщения практики организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, сложившейся в течение ряда лет в совместной деятельности подразделений Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, органов управления образованием и учреждений образования.
В методических рекомендациях изложены основные направления организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, которыми должны руководствоваться сотрудники органов внутренних дел, отвечающие за данное направление деятельности.
В рекомендациях предложены принципы учета и анализа дорожно-транспортных происшествий с участием детей, планирования работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, представлены формы и виды взаимодействия с органами управления образованием и учреждениями образования, рекомендованы методы организации внеклассной работы с учетом возрастных особенностей учащихся, а также предложен типовой Паспорт дорожной безопасности учреждения образования.
В приложении предложены интернет-ресурсы, на которых, при необходимости, можно найти дополнительную информацию.
Представленный материал будет полезен в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма сотрудникам органов внутренних дел со стажем и тем, кто только начинает свою профессиональную деятельность по формированию у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
1. Актуальность проблемы детского дорожно-транспортного травматизма и обучения безопасному поведению.
Детская безопасность на дорогах – составная часть заботы государства о здоровом и безопасном образе жизни ее юных граждан.
Проблема предупреждения аварийности и, как следствие, смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) не теряет своей актуальности для всех стран с развитой автомобилизацией, в том числе и для Республики Беларусь.
По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях во всем мире погибают около 1,3 млн. человек (более 3000 человек в день) и до 50 млн. человек получают ранения различной степени тяжести. В Европе по этой причине погибают и травмируются, соответственно, 120 тыс. и 2,4 млн. человек. Основную группу риска смерти, получения травмы и инвалидности в результате дорожно-транспортных происшествий составляют дети и молодежь.
По уровню смертности детей в результате ДТП Республика Беларусь занимает 17 место среди 47 стран Европейского региона. Ежегодно в Беларуси в результате ДТП погибает в среднем 30 детей (2010 г. - 35, 2011 г.- 36, 2012 г. – 28, 2013 г. – 20, 2014 г. - 30). За последние 5 лет число ДТП с участием детей (0-15 лет) снизилось с 543 до 429. Число раненых детей уменьшилось с 533 до 434. Однако, коэффициент тяжести последствий (число погибших на 100 пострадавших в ДТП) вырос с 6,2 до 6,5.
Ежегодное увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения ДТП, в том числе с участием детей и подростков. В нашей стране данная проблема признается чрезвычайно актуальной, а потому вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма уделяется повышенное внимание.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» в учебные программы учреждений образования включено изучение Правил дорожного движения (далее – ПДД) в объеме требований, предъявляемых к пешеходам, пассажирам, водителям велосипедов, мопедов, гужевых транспортных средств.
5 января 2008 г. принят Закон Республики Беларусь «О дорожном движении», в статье 21 которого закреплено требование обязательного обучения безопасному поведению на дорогах в учреждениях образования.
С 2014 года реализуется межведомственный План мероприятий по профилактике детского травматизма в Республике Беларусь на 2014-2018 годы.
едения на дорогах и, как следствие, неумения юных участников дорожного движения ориентироваться в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Совершенно очевидно, что все вышеназванные п
На протяжении ряда лет Министерством внутренних дел Республики Беларусь в тесном взаимодействии с Министерством образования Республики Беларусь и другими заинтересованными ведомствами реализуется комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в Республике Беларусь.
В результате таких мер в последние годы в Беларуси наметилась положительная динамика по снижению детского дорожно-транспортного травматизма. Однако уровень детского травматизма все еще остается высоким. Примерно 30% ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Основными причинами несчастий с детьми на дороге являются переход ими проезжей части в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом, игры на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушение требований ПДД при движении на велосипедах, мопедах, мотоциклах и роликах.
Эти факторы свидетельствуют об отсутствии у учащихся устойчивых практических навыков пов
ричины – не только следствие невыполнения детьми и подростками ПДД, но и безучастного отношения взрослых к их поведению на проезжей части. А дети, предоставленные самим себе, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге и не умеют еще в должной степени управлять своим поведением.
Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость, неспособность правильно оценивать обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Изучение детьми ПДД, воспитание навыков безопасного поведения на дороге не принесет желаемых результатов, если будет осуществляться без тесного контакта с семьей. Одна из основных причин детского травматизма на дороге состоит в том, что юные участники движения в своем поведении на улице руководствуются наблюдениями за действиями взрослых, которые не всегда бывают правильными.
Чтобы научить детей безопасному поведению на дороге, необходимо вести постоянную, целенаправленную работу, как родителям, так и воспитателям, педагогам и сотрудникам органов внутренних дел (далее – ОВД). Все, что усвоено ребенком в самом раннем детстве, впоследствии становится привычкой, хорошей или вредной – зависит от тех, кто работает с детьми, кто их учит и воспитывает.
Своевременная и правильная адаптация молодого поколения к особенностям дорожной среды – признанный во всем мире путь предупреждения и профилактики как детского дорожно-транспортного травматизма, так и дорожной безопасности в целом.
2. Основные направления организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма (далее – ДДТТ) понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки в возрасте до 16 лет.
Профилактика ДДТТ осуществляется в тесном взаимодействии со структурными подразделениями ОВД и заинтересованными организациями (органами местной исполнительной власти, учреждениями образования, здравоохранения, средствами массовой информации, общественными объединениями), а также родительскими комитетами и трудовыми коллективами. При этом работа ведется по следующим основным направлениям:
1. Учет и анализ ДТП с участием детей и подростков, выявление причин и условий их возникновения.
2. Информирование населения и заинтересованных организаций об уровне ДДТТ и состоянии дел по его профилактике.
3. Проведение лекций, кино-лекториев, бесед по профилактике ДДТТ в трудовых коллективах, с руководителями и должностными лицами автотранспортных предприятий, а также с водителями, осуществляющими перевозки детей и подростков.
4. Оказание содействия учреждениям образования в проведении теоретических, практических занятий и внеклассных мероприятий, в том числе в шестой школьный день.
5. Координация работы по организации отрядов юных инспекторов дорожного движения.
6. Организация и проведение ежегодных районных, Минского городского, областных и республиканского этапов слета-конкурса отрядов юных инспекторов дорожного движения; творческих конкурсов, спортивных и иных мероприятий, направленных на профилактику ДДТТ.
7. Оказание помощи органам управления образованием и исполнительной власти в организации работы центров и кабинетов по безопасности дорожного движения, автоплощадок и автогородков.
8. Осуществление совместно с органами управления образованием и другими заинтересованными организациями социально-профилактических акций по профилактике травматизма несовершеннолетних на дороге и в транспорте.
9. Участие в проведении конференций, совещаний и семинаров по вопросам профилактики ДДТТ.
10. Организация разработки, издания и выпуска печатной продукции, аудио-видео и наружной социальной рекламы, фильмов по вопросам профилактики ДДТТ, оказание содействия в разработке учебных пособий по тематике безопасности дорожного движения.
11. Проведение обследований улично-дорожной сети вблизи учреждений образования, в местах интенсивного движения детей-пешеходов. Подготовка предложений по совершенствованию дорожных условий, выдача предписаний по выявленным недостаткам, информирование местных исполнительных и распорядительных органов.
12. Обеспечение контроля за организованной перевозкой групп детей автобусами.
13. Реагирование на факты ДТП с участием детей. По всем фактам ДТП с участием детей проводится проверка. О ДТП информируются соответствующие органы управления образованием. В случае установления факта, что ДТП произошло по вине учащегося, ответственным сотрудником ОВД совместно с представителем органа управления образованием проводится обследование учреждения образования. Выясняются причины и условия, способствовавшие совершению ДТП, с принятием мер реагирования, проведением конкретных мероприятий с учащимся и родителями (законными представителями) о недопущении фактов ДТП. В случае получения травм ребенком из другого региона, ОВД, на территории которого произошло ДТП, направляет соответствующую информацию в ОВД по месту проживания несовершеннолетнего для принятия вышеуказанных мер. По каждому факту ДТП с погибшим ребенком готовится заключение и направляется в управление Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – УГАИ МВД).
2.1. Учет и анализ ДТП с участием детей
В соответствии с Инструкцией о порядке учета ДТП, утвержденной Приказом МВД Республики Беларусь от 21 марта 2013 г. № 97, учету подлежат ДТП с гибелью или ранением людей. При этом в учете ДТП с пострадавшими детьми отражаются сведения о ДТП, в которых пострадали несовершеннолетние в возрасте до 16 лет.
Основной задачей анализа ДДТТ является выявление причин и условий возникновения ДТП с участием детей. Он включает в себя сбор информации о ДТП с участием детей, собственно анализ этой информации и оформление результатов анализа.
Анализ проводится дифференцированно по категориям участников дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель, велосипедист), по возрасту, по вине, времени и месту совершения ДТП. Углубленный анализ предусматривает распределение ДТП по видам, по дням недели и времени суток, а также определение абсолютных и относительных показателей, проведение сравнений для изучения динамики изменений.
Результаты анализа причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, оформляются аналитической справкой, которая используется для:
- информирования населения и заинтересованных организаций (в том числе ежеквартально органов управления образованием) об уровне ДДТТ и состоянии дел по его профилактике;
- принятия управленческих решений;
- принятия мер, направленных на устранение причин и условий возникновения ДТП с участием детей;
- проведения пропаганды среди детей и родителей;
- планирования работы по предупреждению ДДТТ.
2.2. Планирование профилактической работы
Планирование профилактической работы по предупреждению ДДТТ должно осуществляться на основе анализа причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей. В планах должны быть определены исполнители, сроки, формы и методы решения конкретных вопросов по профилактике ДДТТ. Планы должны быть обоснованными, конкретными и реальными для выполнения.
При планировании работы по профилактике ДДТТ нужно учитывать ярко выраженный сезонный характер ДДТТ. Поэтому перед началом учебного года и в весенне-летний период нужно усилить профилактическую работу по предупреждению ДДТТ:
- 25 мая - 5 июня, 25 августа – 5 сентября проведение специального комплексного мероприятия «Внимание - дети!» (приказ МВД от 02.02.2015 г. № 12 дсп);
- июнь, июль, август – работа в оздоровительных лагерях (профильные смены и отряды, проведение тематических дней, соревнований, творческих конкурсов и т.д.).
- в начале учебного года, а также перед каникулами – проведение «Недели безопасности движении» (беседы, линейки, игры, викторины, конкурсы, зачеты по ПДД и т.д.)
Планы могут быть совместными, например, отдела (отделения) ГАИ и отдела образования, с учреждениями образования и другими организациями на учебный или календарный год.
Планы должны быть согласованы и утверждены всеми субъектами, заинтересованными в проведении конкретных профилактических мероприятий. Вопросы, включаемые в планы, целесообразно классифицировать по следующим направлениям профилактической деятельности. Например:
- пропаганда ПДД и других правовых знаний, действующих в сфере дорожного движения, информирование населения о состоянии и проблемах ДДТТ;
- методическое обеспечение профилактики ДДТТ (оказание содействия в оборудовании кабинетов и уголков безопасности дорожного движения, предоставление наглядной агитации для размещения на тематических стендах, наглядных пособий);
- участие в организации и проведении профилактических мероприятий (проведение акций, конкурсов, смотров, олимпиад, викторин и других массовых мероприятий с учащимися, создание отрядов юных инспекторов дорожного движения);
- профилактический надзор за дорожным движением (совместные патрулирования, дежурства в местах массовой концентрации детей и подростков, рейды, посвященные началу и окончанию учебного года, родительские патрули и т.д.);
- проведение методических совещаний, семинаров, обсуждений проблем профилактики ДДТТ.
По мере выполнения пунктов плана делаются отметки об их исполнении со ссылкой на итоговый документ и номер дела, в котором он хранится.
По окончании срока действия плана готовится отчетный документ, в котором анализируются результаты проделанной работы по профилактике ДДТТ, выявляется положительный опыт и недостатки в организации этой работы.
3. Формы и методы работы по профилактике ДДТТ в учреждениях образования.
Работа по профилактике ДДТТ среди несовершеннолетних проводится в тесном взаимодействии с органами управления образованием, педагогическими работниками учреждений дошкольного, общего среднего, дополнительного образования и иными работниками учреждений образования.
Начальником территориального подразделения ОВД производится закрепление конкретных сотрудников за каждым учреждением дошкольного и общего среднего образования.
Сотрудник ОВД организует взаимодействие с администрацией, участвует и оказывает помощь в проведении работы по профилактике ДДТТ в закрепленном учреждении образования.
Рекомендуется на каждое учреждения образования оформить паспорт дорожной безопасности (см. приложение 1), дополнять его фотоматериалами.
Взаимодействие с учреждениями образования может осуществляться по следующим направлениям:
Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам безопасного поведения на улицах и дорогах таким образом, чтобы у каждого обучающегося сформировалась жизненно необходимая потребность в соблюдении этих правил.
Цель такого обучения – целенаправленное систематическое формирование необходимых навыков у учащихся: дисциплинированности, самоконтроля, чувства ответственности и внимания на улице.
3.1. Особенности профилактической работы в учреждениях дошкольного образования.
В формировании личности безопасного типа важную роль играет работа, проводимая педагогическими работниками и сотрудниками ОВД, которая заключается в организации обучающих и воспитательных мероприятий среди детей дошкольного возраста.
Такую работу следует начинать со знакомства и общения с администрацией учреждения дошкольного образования (далее – УДО), обсуждения с его руководителем времени и порядка посещения учреждения, форм взаимодействия и возможностей проведения тематических мероприятий.
Основными направлениями совместной работы с УДО являются:
- экскурсии, прогулки и наблюдения;
- проведение викторин, игровых программ и конкурсов по ПДД;
- организация профилактических акций;
- выступления агитбригад отрядов юных инспекторов дорожного движения;
- встречи с сотрудниками ОВД;
- участие в родительских собраниях;
- занятия на автоплощадке и т.п.
Немаловажное значение должно уделяться совместной деятельности родителей (законных представителей) и ребенка, путем проведения тематических семейных конкурсов, кинолекториев, экскурсий и т.д.
Содержание работы по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста определено учебной программой дошкольного образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.
Согласно учебной программе дошкольного образования с первой младшей группы (2-3 года) у воспитанников взрослые формируют представления об элементарных правилах поведения, способствующих безопасности их жизнедеятельности. Так, родители в повседневной жизни объясняют детям правила поведения на дороге: не выходить за линию (бордюрный камень тротуара), разделяющую пешеходную и проезжую части; прежде чем перейти дорогу необходимо остановиться, подождать; переходить дорогу можно только держась за руку взрослого, бежать к автобусу нельзя, можно попасть под колеса проходящих автомобилей и т.д. Необходимо помнить, что на формирование безопасного поведения ребенка, в том числе и на дороге, самое большое влияние оказывает соответствующее поведение взрослого.
Воспитание внимательного и спокойного поведения на дороге очень важно для ребенка, и базируется на личном примере. Взрослый не должен поддаваться волнению или спешке на дороге, какие бы обстоятельства его к этому не принуждали.
Педагогические работники вопросы безопасности жизнедеятельности дошкольников включают в различные виды детской деятельности: игровую, познавательную, трудовую, изобразительную, художественное творчество и чтение.
Данные навыки совершенствуются в последующие периоды жизни детей дошкольного возраста, к ним дополняются другие задачи, в соответствии с возрастом.
Во второй младшей группе (3-4 года) совершенствуют ориентировку детей в окружающем пространстве, в том числе на дороге (смотреть по сторонам: направо, налево).
Педагогические работники в процессе организованных видов детской деятельности знакомят дошкольников с некоторыми видами транспорта и его частями (легковой, грузовой, кабина, колеса, окна, двери), формируют представление об улице и ее основных частях («улица», «дорога», «тротуар»), о сигналах светофора (красный, желтый, зеленый цвета) и о том, что, переходя дорогу, необходимо держать взрослого за руку.
В специально организованной (занятиях, играх) и в нерегламентированной деятельности педагогические работники осуществляют ознакомление детей с профессией «водитель», включают в игровую деятельность разные подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры (например, «Светофор», «Цветные автомобили», «Самолеты», «Поставь машину в гараж» и др.), используют различный демонстрационный материал (картинки, плакаты, макеты и т.п.).
В средней группе (4-5 лет) педагогические работники знакомят детей с работой некоторых видов транспорта, обращают внимание на их сходство и отличие (троллейбус, трамвай, автобус, легковой и грузовой автомобили), профессиональной деятельностью водителя, а также с тем, что транспорт не только осуществляет перевозку людей и грузов, но и таит опасность; расширяют представления о поведении на улице, дороге, перекрестке («пешеход», «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеходный переход», «остановка»); знакомят с назначением светофора и обозначением его сигналов (красный (стой), желтый (ожидай), зеленый (иди, но оглядись). Детям пятого года жизни также доступны представления о правилах перехода проезжей части (места, где и как можно ходить пешеходам), некоторых дорожных знаков из группы «Информационно-указательные знаки», «Запрещающие знаки».
Родители во взаимодействии с учреждением дошкольного образования закрепляют представления детей о правилах дорожного движения в повседневной жизни (на улице обращают внимание на пешеходный переход, работу светофора и др.)
В старшей группе (5-7 лет) педагогические работники формируют у детей умение ориентироваться в окружении учреждения дошкольного образования, знакомят с понятиями «перекресток», «проезжая часть дороги», «разделительная полоса», «тротуар», «обочина», закрепляют правила перехода проезжей части (подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от бордюрного камня тротуара, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, направо, а затем снова налево, убедившись, что транспорта нет или транспортные средства остановились, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа), с назначением дорожных знаков, о правилах поведения в общественном транспорте. Дети также знакомятся с назначением и необходимостью пользования световозвращающими элементами, с профессиональной деятельностью сотрудников ГАИ (ОВД), у них формируются представления о том, что на дорожную ситуацию могут влиять погодные условия.
Родители в повседневной жизни закрепляют представления и умения детей дошкольного возраста по правилам безопасного поведения на дороге.
В каждой возрастной группе (или в специально отведенном помещении и др.) в соответствии с возрастными возможностями и способностями детей, задачами учебной программы дошкольного образования организуются уголки безопасности дорожного движения. Содержание данных уголков может включать макет улицы с проезжей частью и пешеходным переходом и др., дорожные знаки, разные дидактические игры (например, «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Собери светофор» и др.).
При проведении профилактических мероприятий в учреждениях дошкольного образования сотруднику ОВД необходимо учитывать возрастные особенности и способности воспитанников, содержание учебной программы дошкольного образования.
3.2. Особенности профилактической работы в учреждениях общего среднего образования
Немаловажное значение в закреплении знаний, полученных детьми в учреждениях дошкольного образования, имеет правильная организация обучения правилам безопасного поведения на дорогах в учреждениях общего среднего образования.
Сотруднику ОВД следует знать, что Министерством образования Республики Беларусь определен минимум содержания учебной программы для учреждений общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ). При проведении уроков и факультативных занятий по ОБЖ предусмотрено обязательное изучение всеми учащимися II–IX классов правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Оценка результатов учебной деятельности учащихся по ОБЖ строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок в баллах.
Перед каникулами проводятся зачеты по разделу «Правила дорожного движения». Для проведения зачета по данному разделу используется разработанное совместно с УГАИ МВД электронное пособие, которое безвозмездно передано во все учреждения общего среднего образования (см. приложение 2).
На 2016-2018 годы запланировано поэтапное введение в учреждениях общего среднего образования учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для II–VIII классов.
Сотрудник ОВД не должен вмешиваться в образовательный процесс по обучению детей и подростков в рамках ОБЖ, «навязывать» свои формы, методы и приемы проведения занятий.
Сотруднику ОВД рекомендуется оказывать помощь педагогам (в том числе по их просьбе) при составлении планов занятий по дорожной тематике, подборе наглядных пособий, проведении практических занятий и профилактических мероприятий во внеурочное время.
Помимо обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах в рамках ОБЖ в учреждениях образования организуется и ведется внеклассная и внешкольная работа по профилактике ДДТТ.
С целью повышения мотивации учащихся к изучению ПДД ежегодно Министерством образования Республики Беларусь и Министерством внутренних дел Республики Беларусь проводятся следующие мероприятия:
республиканский слет-конкурс отрядов юных инспекторов дорожного движения (апрель-май);
республиканский творческий конкурс для детей и подростков «Соблюдаем законы дорог!» (март-июнь);
республиканский творческий проект «Безопасный переход» (март-июнь);
Неделя безопасности дорожного движения (сентябрь).
В дополнение к курсу ОБЖ реализуется План обучающе-воспитательных и воспитательно-профилактических мероприятий и занятий по предупреждению ДДТТ с учащимися учреждений дошкольного и общего среднего образования по безопасному поведению на дороге и в транспорте. (Размещен на сайте Министерства образования Республики Беларусь www.edu.gov.by/sm.aspx?guid=53813).
В целях профилактики ДДТТ и пропаганды безопасности дорожного движения в каждом учреждении общего среднего образования оформляется Уголок безопасности дорожного движения (далее - уголок БДД) установленного образца (утвержден Министром образования Республики Беларусь, указание УГАИ МВД от 14.09.2010 № 22/391вн) (см. приложение 3).
На стенде уголка БДД кроме профилактической информации в виде плакатов и информационных материалов для родителей и учащихся, размещается также индивидуальная для каждого учреждения образования схема маршрутов безопасного движения учащихся «Дом-Школа-Дом» (см. приложение 4).
Уголок БДД располагается, как правило, в вестибюле учреждения образования. Это необходимо для того, чтобы предлагаемая информация была доступна большому количеству людей: учащимся, родителям, педагогам, детям из других учреждений образования, приезжающим на мероприятия в данное учреждение.
Теоретически и практически значимые материалы для оформления уголка БДД обычно предоставляются в учреждение образования закрепленным сотрудником ОВД. На стенде должна постоянно обновляться информация для родителей (о состоянии ДДТТ, о наиболее тяжелых или типичных случаях травм и даже гибели детей на дороге, результаты рейдов, мероприятия по предупреждению ДДТТ и др.). В уголке БДД рекомендуется разместить практические советы родителям по обучению детей ПДД, совместному пребыванию с детьми на улице и материалы по безопасности движения из периодической печати.
Занятия по изучению ПДД проводят в специально оборудованном кабинете по основам безопасности жизнедеятельности. Или в классной комнате, выделенной для проведения занятий по БДД (см. приложение 5).
Для отработки практических навыков безопасного поведения на дорогах используют учебную автоплощадку или автогородок (см. приложение 6).
Для учащихся начальной школы (I–IV классов) целесообразно использовать следующие формы профилактики:
- экскурсии, прогулки и наблюдения;
- профилактические беседы по правилам безопасного поведения на дороге и в транспорте с учащимися групп продленного дня;
- кинолектории с демонстрацией видео- и анимационных фильмов («Шагай по правилам!, «Уроки тетушки Совы», «Смешарики: дорожная безопасность» и др.);
- выступления отрядов юных инспекторов дорожного движения;
- занятия по отработке умений и навыков безопасного поведения на учебной автоплощадке или в автогородке.
Для учащихся V–IХ классов рекомендуется:
- проведение игровых программ и конкурсов по ПДД;
- викторины, олимпиады, соревнования;
- конкурсы детского творчества по дорожной тематике;
- организация профилактических акций;
- встречи с сотрудниками ОВД;
- участие в родительских собраниях;
- занятия на учебной автоплощадке или в автогородке.
Для учащихся Х-ХI классов целесообразно организовывать профилактические беседы и лекции с повторением основных положений ПДД, разъяснением порядка получения водительского удостоверения на право управления механическим транспортным средством, рассмотрением мер административной и уголовной ответственности за нарушения в области дорожного движения, решением ситуационных задач.
3.3. Отряды юных инспекторов движения
Большое значение имеет вовлечение самих учащихся в проведение профилактической работы по предупреждению ДДТТ. Это происходит через создание в учреждениях образования специальных детских формирований – отрядов (клубов) юных инспекторов движения (далее – ЮИД), деятельность которых координирует ГАИ МВД.
Отряды ЮИД существуют в нашей стране уже более четырех десятков лет. Они создаются в учреждениях образования для получения и совершенствования знаний детьми ПДД, воспитания у них чувства ответственности и высокой культуры участника дорожного движения. Учащиеся в отрядах ЮИД приобретают навыки практического вождения велосипеда, навыки оказания первой доврачебной помощи, знакомятся с законодательными актами, регламентирующими ответственность за нарушение ПДД. Организуют профилактическую работу среди сверстников и детей младшего возраста по принципу «Равный обучает равного».
Директор учреждения образования приказом назначает руководителя кружка - отряда ЮИД, а также утверждает положение об отряде ЮИД. Руководитель отряда ЮИД формирует отряд. Как правило, отряд состоит из 10-15 человек, возрастная категория участников от 10 до 16 лет. Разрабатывает план занятий с учащимися и план работы отряда ЮИД на учебный год.
Ежегодно с апреля по июнь отряды ЮИД принимают участие в районных, городских, областных, Минском городском отборочных турах Республиканского слета-конкурса отрядов ЮИД.
Ответственный сотрудник ОВД (например, инспектор по агитации и пропаганде территориального подразделения ГАИ) должен:
- взаимодействовать с администрациями учреждений дополнительного образования детей и молодежи по повышению эффективности работы отрядов ЮИД;
- оказывать методическую и практическую помощь в организации деятельности отрядов ЮИД в районе, городе;
- оказывать содействие в подготовке и проведении конкурсов, акций и других мероприятий, направленных на пропаганду безопасного поведения детей на дороге;
- проводить профилактические мероприятия по повышению БДД среди населения с участием членов отрядов ЮИД;
- оказывать методическую помощь в подготовке отряда-победителя районного (городского) этапа к областному (Минскому городскому), республиканскому этапам слета-конкурса отрядов ЮИД.
Заключение
Решение проблемы ДДТТ неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны постоянно совершенствоваться.
Главная задача – научить ребенка безопасно вести себя и ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитать сознательное отношение к выполнению ПДД.
Для этого требуется комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия, другие формы и методы взаимодействия в непрерывный процесс постоянной профилактической работы с детьми и подростками.
Задача ОВД и всех заинтересованных структур не только в том, чтобы научить детей, но и в том, чтобы убедить каждого взрослого в жизненно важной необходимости их активного участия в формировании у детей навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
свернутьО порядке использования порядке использования авиамоделей, беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве Республики Беларусь