Практикум-тренинг для членов научного общества «Геликон» «Постановка вопроса – поиск гипотезы. Формулирование гипотезы, причин и следствия»

31.01.2024

31.01.2024 прошел практикум-тренинг для членов научного общества «Геликон» «Постановка вопроса – поиск гипотезы. Формулирование гипотезы, причин и следствия». Эта тема была актуальна для участников тренинга, так как одним из базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Для этого необходимы оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются в результате логического и интуитивного мышления.
Гипотеза - это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией; если ее опровергнуть, она прекращает свое существование, превращаясь в ложное предположение.
Одно из главных требований к гипотезе – ее согласованность с фактическим материалом, поэтому некоторые исследователи склонны считать, что не всякое предположение можно назвать гипотезой. Гипотеза, утверждают они, в отличие от простого предположения должна быть обоснованной, указывающей путь исследовательского поиска. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Нам годятся даже самые фантастические гипотезы и провокационные идеи. Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных (провокационных) идей — важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и в конечном счете прогресс в любой творческой деятельности.
В конце тренинга участники разработали памятку о структуре научного исследования.

Памятка