Нормативные правовые документы и программно-планирующая документация воспитания
(материалы к скачиванию)
- Концепция правовой политики Республики Беларусь (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 28.06.2023 № 196)
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2015 № 82)
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 годы (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31.12.2020 № 312)
- Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2020–2025 годы
- Концепция детского отдыха и оздоровления в Республике Беларусь (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.02.2016)
- Программа воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 336)
- Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 336)
- Программа воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 336)
- Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 336)
- Инструкция о проведении воспитательной работы педагогическими работниками во внеучебное время с обучающимися (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 332 от 22.09.2022)
- Правила безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования (утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 227 от 03.08.2022)
- Обеспечение безопасности при организации воспитательной работы во внеучебное время
Методические рекомендации
- Рекомендации по организации просмотра и обсуждения документального фильма «Нирвана. Выстрел в сердце»
- Рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования
- Рекомендации по организации и проведению акции «Семейные чтения», приуроченной ко Дню семьи (15 мая)
- Методические рекомендации по организации деятельности совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Методические рекомендации для специалистов социально-педагогической и психологической службы, воспитателей специальных учебно-воспитательных и специальных лечебно-воспитательных учреждений по организации коррекционной работы и социально-педагогической поддержке несовершеннолетних, имеющих проблемы поведенческого характера, а также их семей
- Методические рекомендации по обеспечению социально-педагогической поддержки учащихся и оказанию им психологической помощи в учреждениях общего среднего образования
- Методические рекомендации по организации в учреждении образования работы по профилактике суицидоопасного поведения обучающихся
- Метадычныя рэкамендацыі па забеспячэнні сацыяльна-педагагічнай падтрымкі вучняў і аказанні ім псіхалагічнай дапамогі ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі
- Метадычныя рэкамендацыі па арганізацыі ва ўстанове адукацыі работы па прафілактыцы суіцыданебяспечных паводзін навучэнцаў
- Методические рекомендации: «Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей»
- Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования
- Методические рекомендации по проведению республиканской патриотической акции «Я – грамадзянін Беларусі»
- Рекомендации по использованию художественного фильма «Иди и смотри» в учреждениях общего среднего образования
- Рекомендации «Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день»
- Методические рекомендации по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий профориентационной направленности в шестой школьный день
- Положение об учебной бизнес-компании учреждения общего среднего образования и учреждения дополнительного образования детей и молодежи
- Методические рекомендации по организации экскурсий для учащихся I–XI (ХII) классов учреждений образования
- Перечень экскурсионных объектов, рекомендуемых для посещения обучающимися I–XI классов в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий
- Рекомендации по использованию материалов интернет-проектов в образовательном процессе учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
Учебные программы факультативных занятий воспитательной направленности
- Учебная программа факультативного занятия «Правила в моей жизни» для II–IV классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
- Учебная программа факультативного занятия «Будущее начинается сегодня» для III (IV) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
- Учебная программа факультативного занятия «Будущее начинается сегодня» для V (VI) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
- Учебная программа факультативного занятия «Будущее начинается сегодня» для VII (VIII) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
- Учебная программа факультативного занятия «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма» для V (VІ) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
- Учебная программа факультативного занятия «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма» для VІ (VІІ) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
- Учебная программа факультативных занятий «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма» для VІІ (VІІІ) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания
- Вучэбная праграма факультатыўных заняткаў «Духоўная спадчына Беларусі (IX ст. – 1569 г.)» для VI класа ўстаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі
- Учебная программа факультативных занятий «Основы финансовой грамотности» для V–VII классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания
- Учебная программа факультативного занятия «Учимся жить в мире и согласии» для V–VIII классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
- Учебная программа факультативного занятия «Мы – сами» для V–VIII классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
- Учебная программа факультативных занятий «Разговор о культуре здорового питания» для V (VI), VII (VIII), IX классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания
- Вучэбная праграма факультатыўных заняткаў «Краязнаўства» для VI–IX класаў устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі
- Учебная программа факультативного занятия «Исследуя гуманитарное право» для VIII (IX, X, XI) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
- Учебная программа факультативных занятий «Мое психологическое благополучие и помощь сверстникам в кризисной ситуации» для VIII (IX, X, XI) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
- Учебная программа факультативного занятия «Основы экологии и профессиональное будущее» для IX (Х) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
- Учебная программа факультативного занятия «Подготовка волонтеров к реализации подхода „равный обучает равного“ для IX (X, XI) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
- Учебная программа факультативного занятия «Подготовка школьника – лидера и организатора детского, молодежного и общественного объединения» для IX (X) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
- Учебная программа факультативного занятия «Основы современного этикета» для IX (X, XI) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
- Учебная программа факультативного занятия «Основы семейной жизни» для учащихся IX–XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
- Вучэбная праграма факультатыўных заняткаў «Святыні роднага краю» для IX–X класаў устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі
Учебно-методическая литература
- Перечень новой учебно-методической литературы по воспитательной работе для учреждений общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей и молодежи, изданной к 2023/2024 учебному году
- Социально-педагогическая поддержка замещающих семей : пособие для специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений общего среднего образования, социально-педагогических учреждений / Е. Н. Алтынцева, А. П. Лаврович, Н. Н. Ваккер. Минск : Национальный институт образования, 2017. 208 с.
- Духоўная спадчына Беларусі (IX ст. – 1569 г.) : дапаможнік для педагагічных работнікаў устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, з беларускай і рускай мовамі навучання і выхавання / Л. У. Гаўрылавец, М. М. Мязга, Т. М. Сымановіч. — Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2023. 200 с.
- Военно-патриотическое воспитание учащихся: пособие для педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В. Г. Стуканов [и др.]. Минск : Национальный институт образования, 2023. 256 с.
- Семейное воспитание: ребенок – младший школьник : пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования / В.В. Мартынова, Е.К. Погодина. Минск : Национальный институт образования, 2023. 176 с.
- Гордость ЗА Беларусь. События. Факты / пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения (с электронным приложением) / С. Г. Мусиенко. Минск : Адукацыя і выхаванне, 2022. 311 с.
- Электронное приложение к пособию для педагогических работников учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения «Гордость ЗА Беларусь. События. Факты» автора С. Г. Мусиенко (Минск : Адукацыя і выхаванне, 2022)
- Трудовое и профессиональное воспитание младших школьников : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / И. А. Мельничук ; под ред. М. П. Осиповой. Минск : Национальный институт образования, 2022. 168 с.
- Воспитание культуры быта и досуга младших школьников : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / А. М. Ткачук ; под ред. М. П. Осиповой. Минск : Национальный институт образования, 2022. 208 с.
- Как помочь подростку избежать проблем. Психологические аспекты профилактики химической зависимости : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В. А. Хриптович. Минск : Национальный институт образования, 2022. 296 с.
- Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма : факультативные занятия в 5 (6) классе : пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. В 2 ч. Ч. 1 / Л. А. Кушнерёва. Минск : Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, 2021
- «Духовность и патриотизм. Факультативные занятия „Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма“. 5 (6) класс». Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. В 2-х частях. Часть 2 / Повный Ф. П., Николаенко Г. И., Шимбалев Е. Ю. и др. / под ред. Ф. П. Повного, Г. И. Николаенко. – Минск. – Издательство Беларусь, 2022.
- Основы финансовой грамотности : 5 - 7 классы : пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Е. В. Столярова [и др.] : Минск, Альфа-книга, 2023
- Основы финансовой грамотности : 8 - 9 классы : пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / А. А. Королева [и др.] : Минск, Белстан, 2021
- Основы финансовой грамотности : 8 - 9 классы : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / А. А. Королева [и др.]. Минск : Белстан, 2021
- Формирование бесконфликтной образовательной среды : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Е. К. Погодина, В. В. Мартынова, Е. Л. Евдокимова. Минск : Национальный институт образования, 2021. 184 с.
- Эстетическое воспитание младших школьников. Модульный подход : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языком обучения / М. П. Осипова, Ю. С. Щербакова. Минск : Национальный институт образования, 2021. 216 с.
- Ученическое самоуправление: от теории к практике : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Н. К. Катович [и др.] ; под ред. Н. К. Катович. Минск : Национальный институт образования, 2021. 224 с.
- Основы семейной жизни : Семья как социальный институт : 10 класс : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В. В. Мартынова, Е. К. Погодина. Минск : Национальный институт образования, 2021. 240 с.
- Основы семейной жизни : Подготовка к браку и семейной жизни : 9 класс : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / B. В. Мартынова, Е. К. Погодина. Минск : Национальный институт образования, 2020. 192 с.
- Воспитание младших подростков в современной школе : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / А. А. Глинский [и др.]. Минск : Национальный институт образования, 2020. 160 с.
- Организация экологического воспитания детей младшего школьного возраста : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Л. А. Довнар. Минск : Национальный институт образования, 2020. 192 с.
- Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания : пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, специальных учебно-воспитательных учреждений, специального лечебно-воспитательного учреждения / Н. А. Залыгина, М. Е. Минова. Минск : Национальный институт образования, 2019. 192 с.
- Профилактика правонарушений учащихся : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В. В. Мартынова, Е. К. Погодина, Д. О. Донченко. Минск : Национальный институт образования, 2019. 192 с.
- Воспитание гражданина, труженика, семьянина : пособие для педагогических работников социально-педагогических учреждений, учреждений общего среднего образования / А. А. Глинский, A. Ф. Журба. Минск : Национальный институт образования, 2018. 282 с.
- Воспитание в замещающей семье : пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, специалистов социально-педагогических учреждений, органов охраны детства, замещающих родителей / В. В. Мартынова [и др.]. Минск : Национальный институт образования. 2018. 168 с.
- Подготовка лидеров детских и молодежных общественных объединений в учреждениях образования : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / М. Е. Минова. Минск : Национальный институт образования, 2018
- Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье : пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / Т. В. Ничишина. Минск : Национальный институт образования, 2018
- Организация школьной службы медиации : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Е. И. Луговцова, Ю. Н. Егорова. Минск : Национальный институт образования, 2017
- Электронное учебно-методическое пособие «Профилактика зависимого поведения» (автор В. А. Хриптович, объем 658 МБ)
- Психологическая диагностика адаптации детей и родителей к усыновлению : пособие для педагогов-психологов, педагогов социальных социально-педагогических учреждений, специалистов органов охраны детства управлений (отделов) образования, спорта и туризма / Ю. Ф. Лахвич, О. С. Головнёва. Минск : Национальный институт образования, 2015
- Профилактика домашнего насилия : пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Н. Н. Яковлева [и др.]. Минск : Четыре четверти, 2015
- Ранняя профилактика домашнего насилия : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Г. Л. Козлова. Минск : Четыре четверти, 2015
Статьи по теории и практике воспитания
- Взаимодействие семьи и школы: актуальные стратегии и формы / Н. К. Катович // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2020. – № 10. – С. 3–6
- Феномен воспитательного пространства в современной образовательной практике
- Роль и место социально-педагогического сопровождения в обеспечении преемственности воспитания в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования
- Научно-методические основания организации поликультурного образования и воспитания в школе
- Межкультурное взаимодействие в современной парадигме воспитания: генезис понятий
- Теоретические подходы к созданию воспитательного пространства в современной образовательной среде
- Технологии воспитания: сущность и проектирование